Психолого-педагогическая характеристика

Рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики

1) Общие сведения: Ф.И.О., дата рождения, ДУ, группа, школа, класс, домашний адрес, телефон, дата поступления в группу, школу, оставался ли на повторный год обучения, по какой программе обучался,  учился ли в другой школе, получал ли дополнительную помощь, какую. Краткие сведения о семье: тип семьи (полная, неполная); род занятий родителей;  моральная атмосфера в семье; наличие в семье условий для занятий; отношение родителей к неуспеваемости  ребенка.

2) Характеристика познавательной сферы ребёнка:

Характеристика внимания:

– в классе (группе) не может быть внимательным или длительно на чём-то сосредоточиться;

– постоянно отвлекается;

– поведение не предсказуемо; никто не знает, что он сделает в следующий миг;

– непунктуален, нестарателен; часто теряет нужные для работы или игры предметы;

– не запоминает указания или замечания взрослых;

– способен длительно сосредоточиться на каком-либо деле;

– старателен и аккуратен в выполнении заданий;

– другое.

Характеристика восприятия:

Восприятие формы:

– (не) соотносит предметы по форме;

– (не) выделяет по слову геометрические формы;

–  (не) называет плоские и объёмные геометрические формы;

– (не) имеет представления о форме;

Восприятие цвета:

– узнаёт и называет основные цвета;

– выделяет по слову цвета;

– представление о цвете отсутствует;

Восприятие величины:

– (не) соотносит предметы по величине;

– степень сформированности пространственно-временных восприятий и представлений.

Характеристика памяти:

– не может запомнить инструкцию к заданию, постоянно переспрашивает учителя/воспитателя;

– тяжело даётся заучивание стихотворений, правил;

– неточный пересказ выученного, постоянно забывает какие-либо детали, нуждается в наводящих вопросах;

– пересказывая содержания текста (сказки, рассказа), привносит вымышленные заимствования (то чего в тексте нет);

– пересказывая рассказ, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл;

– допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения

– концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания;

– пересказывает близко к тексту, старается передать основной смысл;

– преобладающий вид памяти (зрительная, словесная, двигательная, смешанная);

– преобладает логическая или механическая память:

Характеристика мышления:

– при выполнении задания постоянно требуется помощь учителя\воспитателя;
– испытывает значительные затруднения в осуществлении математических операций (сложения, вычитания, умножения, деления);
– буквально понимает смысл пословиц, афоризмов;
– плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, из, под, над и т.д.);

– недостаточный уровень знаний об окружающем мире;
– небогатый лексический запас (для своего возраста);

– испытывает затруднения в установлении различий и сходств (между правилами, геометрическими фигурами и т.д.);

– при выполнении задания нужна постоянная опора на образец;
– не может выделить основной смысл текста (правила, рассказа).
– другое.
– уровень владения операциями синтеза, анализа, умение делать выводы и обобщения, умение устанавливать причинно-следственные связи

3) Знания и навыки по программному материалу:

По языку:

– сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях;

– умение выделить и объяснить орфограммы;

– умение работать с деформированными текстами,

-характер ошибок письма под диктовку;

По математике:

– умение определять и сравнивать предметы и их множества;

– знание последовательности чисел натурального ряда;

– соотношение числа и цифры.

– знания состава числа,

– знания вычислительных приёмов

– понимание конкретного смысла терминов и действий;

– умение устанавливать логические связи при решении простых и составных задач).

Чтение:

– способ чтения — побуквенное, послоговое, целыми словам, беглое;

– качество чтения — правильность, плавность, выразительность, сознательность; – пересказ — самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, фрагментарный.

4) Характеристика игровой деятельности (дошкольный возраст)

– характер взаимодействия с предметами, игрушками;

– адекватность употребления игрушек;

– использование предметов-заместителей;

– предпочитаемые игрушки, игры;

5) Характеристика учебной деятельности:

  • чтение (способ чтения, качество, пересказ);
  • язык (списывание, письмо под диктовку, характер ошибок, умение выделять и объяснять орфограммы, особенности мелкой моторики);
  • математика (прямой и обратный счет, соотношение числа и цифры, состав числа, умение пользоваться вычислительными приемами, умение решать и составлять задачи);
  • затруднения, возникающие при усвоении учебного материала. Чем по вашему мнению они вызваны (особенности внимания, памяти, работоспособности, темпа учебной деятельности);

– какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей.

6) Характеристика речи ребёнка:

     Звуковая сторона речи (охарактеризовать особенности звукопроизношения, голоса, темпа, ритма речи).

     Словарь (указать, ограничен или нет, в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов — частей речи — ограничен).

     Фразовая речь (указать характер предложений, употребляемых ребёнком: сложные, простые, распространенные, малораспространенные, неполные нераспространённые).
     Развернутое самостоятельное высказывание (указать, может ли построить сам или строит только с помощью педагога, охарактеризовать со стороны полноты, последовательности, с соблюдениями логических связей,
отметить выразительность или общую примитивность высказывания).

7) Характеристика работоспособности:

– утомляемость, истощаемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, снижение работоспособности к концу урока (занятия).

8) Характеристика индивидуально-типологических особенностей:

  • положительные и отрицательные черты характера;
  • особенности самооценки;
  • отношение к неудачам и достижениям;
  • отношение к сверстникам, взрослым;
  • положение в коллективе;
  • преобладающий фон настроения;
  • поведение (в классе (группе), на переменах); имеются ли необычности, странности, в чем они выражаются;
  • ведущие интересы и склонности, наличие вредных привычек.

9) Взаимоотношения ребёнка с окружающими:

– положение ребенка в коллективе (авторитет, влияние на других); дорожит ли мнением коллектива, является ли хорошим товарищем; противопоставляет ли себя коллективу; внешняя форма общественного поведения: вежливость,  отзывчивость, скромность, доброта, сопереживание другим, грубость, развязность, нахальство; доминирующие увлечения и интересы.

 

Подписи: директора, классного руководителя (воспитателя, учителя-дефектолога), педагога-психолога. Дата составления, печать школы.